Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов

Как известно, строительный бетон хорошо выдерживает нагрузки на сжатие. При этом его разрывают растягивающие усилия, не превышающие даже десятой доли максимальных сжимающих сил.

Именно поэтому для повышения прочности бетона к растягивающим и изгибающим воздействиям применяют стальные сетки и армокаркасы — связанные двойные сетки, отстоящие друг от друга не менее, чем на 150 мм.

Возможно Вам нужно:

Подробнее
Подробнее
Подробнее

Армирующие элементы собирают из рифлёной стальной арматуры. Чаще всего для этого используют арматуру классов А II и AIII. Соединение её элементов в пространственный арматурный каркас производят двумя способами — электрической сваркой или вязальной проволокой.

проволока вязальная

Несмотря на то, что сварка позволяет сварить каркас быстрее, чем это можно сделать вязкой, чаще применяют второй метод. Причин этому много:

  1. Электросварка нарушает кристаллическую решётку металла, в этих местах он менее прочен, и возникающие напряжения при становлении бетона разрывают часть сварных соединений. Итог — железобетон ослабляется.
  2. Сварная конструкция является более жёсткой в сравнении с вязаной, подвижки арматуры при виброуплотнении и застывании бетона (приспосабливаемость под изменяющиеся нагрузки) здесь невозможны. Поэтому часть порывов происходит и по причине жёсткости армокаркаса.
  3. Трудоёмкость сварки меньше, но более высокая оплата труда квалифицированного сварщика, аренда сварочной техники и значительный расход электроэнергии делают затраты на сварку более высокими по сравнению с вязкой.
  4. Для сварки арматуры можно использовать только специальную, имеющую в маркировке букву «С». Поиск её добавляет забот организаторам строительства.
  5. При наличии в бетонной конструкции влаги корродируют в первую очередь места сварки. Образующаяся ржавчина своим объёмом разрывает бетон, ещё больше обнажая арматуру для усиления коррозии. Примером могут быть старые бетонные столбы, полностью разрушенные ржавчиной сварных каркасов внутри них.
  6. Сваркой можно соединять арматуру толщиной не более 20 мм.

Чем вяжут арматуру?

Описанные недостатки электросварного армокаркаса не позволяют применять эту технологию в ответственных сооружениях. Основной технологией изготовления армирующего каркаса в таких объектах является вязка арматуры. Её осуществляют специально изготавливаемой проволокой из низкоуглеродных сталей Ст0, Ст1, Ст2, Ст3. Содержание углерода в ней — не более 0,25 %.

Основные требования, предъявляемыми к вязальной проволоке, — прочность и пластичность. Первая обеспечивается составом стали, применяемой для её изготовления. Параметром является временное сопротивление разрыву. Для термически обработанной проволоки (для вязки применяется только такая) его величина должна составлять 30-50 кгс/мм².

Пластичность вязальной проволоке придаёт термообработка. Она состоит в нагреве материала до 400-500 ºС (разные технологии), выдержки и охлаждения на воздухе. При этом происходят процессы гомогенизации, рекристаллизации, отдыха металла. Результат:

  • снижение твёрдости;
  • снятие внутренних напряжений;
  • улучшение структуры и однородности;
  • существенное повышение пластичности.

Проволоку, подготовленную таким образом, можно многократно изгибать, скручивать, натягивать. Она становится мягкой, хорошо и без образования петельных пустот обхватывает стягиваемые детали.

Вязальная проволока выпускается как без покрытия, так и с цинковым покрытием. Если она отжигается в шахтной печи в воздушной атмосфере, то получается чёрной, поскольку покрыта образовавшимися окислами. Отжиг в колпаковой печи в атмосферах азота, аргона и других инертных газов даёт светлый цвет.

Проволока с покрытием цинком используется в бетонах с высокой вероятностью проникновения влаги в структуру, например, в фундаментах.

Какая вязальная проволока нужна для арматуры?

Вязальная проволока выпускается по ГОСТ 3282-74. Диаметры вязальной проволоки без покрытия — от 0,16 до 10,0 мм. Диапазон толщин проволоки с покрытием меньше — от 0,2 до 6,0 мм. Для вязки наиболее часто применяемой арматуры используется ещё меньше типоразмеров проволоки:

  • для арматуры толщиной до 12 мм — проволока диаметром 1,2 мм;
  • при толщине арматуры 12-16 мм — 1,3-1,4 мм;
  • арматуру 16-18 мм вяжут проволокой 1,6 мм;
  • арматуру толще 18 мм — проволокой 2,0 мм.

Эти толщины носят рекомендательный характер, они могут быть изменены. Диаметр проволоки выбирают так, чтобы она не рвалась при использовании выбранного метода скручивания и была удобна в работе.

Как выбрать вязальную проволоку?

Проволока вязальная любого типоразмера обладает конструктивными и физическими параметрами. Правильно выбрать по ним нужный вариант — задача технического руководителя работ. Материал должен быть прочным настолько, чтобы обеспечивать надёжное крепление выбранным способом вязки и не рваться.

Сначала стоит определиться с толщиной проволоки по диаметрам используемой для каркаса арматуры, а затем с её количеством, необходимым для выполнения всей работы. В зависимости от того, что является более важным (коррозионная стойкость, чистота рук или цена), выбирают проволоку оцинкованную, светлую или чёрную.

Выбирать проволоку по маркировке нужно следующим образом. В обозначении «Проволока 1,2–О–Ч ГОСТ 3282—74» буква О — обработанная термически (как раз для вязки), буква Ч — чёрная, 1,2 — диаметр в мм. Проволока светлая, обработанная термически, повышенной прочности будет маркироваться так: «Проволока 1,4–П–О–С ГОСТ 3282—74». Цинковое покрытие обозначается в маркировке дополнительной буквой «Ц».

Как рассчитать вязальную проволоку?

Проволока вязальная продаётся на вес. Как рассчитать, сколько её купить в килограммах? Для этого нужно использовать таблицу соответствия веса длине. В одном кг указанного ниже диаметра в мм содержится проволоки в метрах:

  • 1,0 — 162;
  • 1,2 — 113;
  • 1,4 — 83;
  • 1,6 — 65;
  • 1,8 — 50;
  • 2,0 — 41.

Теперь рассчитать расход проволоки можно по плану изготовления армокаркаса, в котором указано число вязок. Его нужно умножить на длину материала в одной нарезке на соединение, которую определяем опытным путём. По общей длине определяем массу проволоки и её цену.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Методик, способов и ответов на вопрос, как вязать арматуру вязальной проволокой, довольно много. Применяются и автоматические устройства, и электроинструменты, и механизированная оснастка, и ручной инструмент, и домашние самоделки.

Одним из наиболее распространённых способов соединения арматуры является вязка крючком. Выполняется он недорогим инструментом — вязальным крючком, который можно сделать и самому, но лучше пользоваться промышленным.

крюк вязальный

Инструмент состоит из полиамидной цилиндрической ручки, через ось которой пропущено тело самого стального крюка, он свободно вращается в ручке. Конец крючка отогнут по отношению к оси ручки примерно на 80 º, а сама ось вращения зева смещена от оси ручки на 4-10 см (конструкции разнятся). Научиться пользоваться инструментом правильно можно за несколько проведенных вязок, навыки приобретаются уже к концу первого рабочего дня.

  1. Для выполнения вязки проволочную заготовку длиной от 25 до 50 см.
  2. Её складывают вдвое, петлевой конец продевают под соединяемыми стержнями, выводят наверх и надевают на крючок.
  3. Другой двойной конец укладывают в зев крючка.
  4. Затем ручкой производят несколько круговых движений, при этом петлевой и концевой выводы скручиваются и стягивают оба стержня.

Чтобы не разорвать соединение, нужно вовремя остановиться. Критерий один — соединение должно быть плотным без разрыва проволоки. Конусная заточка крюка нужна для облегчения демонтажа инструмента из уже затянутой петли.

Получил распространение и автоматический метод вязки крючком. Он состоит из стержня с винтовой насечкой, на одном конце которого находится крючок. Стержень двигается внутри винтовой пластиковой обоймы с вращением. Если крючком зацепить, как описано выше, проволоку и потянуть на себя обойму, то стержень с крючком будут вращаться, выполняя вязку. Обойма реверсивная — если её отпустить, то она возвращается в исходное положение. Автоматическим крючком вязать арматуру можно быстрее, чем вязальным крючком, но стоит он дороже.

Помощь шуруповерта или клещей

Вязальный крючок без ручки можно использовать с шуруповёртом. Ось крючка зажимают в губках головки, зацепляют проволоку и медленным разгоном вращают его. Чтобы вязка не рвалась, нужно отрегулировать уровень отсечки вращения, которым снабжён шуруповёрт.

Большое распространение в сфере строителей-арматурщиков получил метод вязки арматуры с помощью клещей. Некоторые добиваются поразительных успехов, опережая по темпам работ опытных «крючковиков».

Соединение клещами претендует на самый экономный расход проволоки. Заготовки здесь обычно не делают — не тратят на это время. Проволоку берут прямо из небольшой бухты. Технология похожа на «крючковую»: на конце проволоки загибают петлю, заводят её под арматурное соединение, оба конца зажимают губками клещей, вращают их на 2-3 оборота и откусывают проволоку. Клещи заточены так, что ими можно и надёжно удерживать проволоку при её вращении, и обрезать конец по завершении операции.

Пользуются спросом и так называемые «суперклещи». Это тоже клещи, имеющие на одной ручке винтовую насечку и обойму, передвигающуюся по ней. Вращать их вручную не требуется. Достаточно потянуть обойму на себя, чтобы суперклещи начали вращаться вокруг ручки с обоймой, как в автоматическом крючке. После окончания затяжки проволоку отрезают как обычными клещами.

Существуют и другие инструменты и технологии вязки арматуры вязальной проволокой. Так, на больших строительных площадках применяют вязальный пистолет. Он не требует никакой квалификации работника, при поднесении его жала к месту соединения аппарат за 1-2 секунды выполняет вязку. Недостатками этого устройства является высокая цена (примерно 30 тысяч рублей) и не вполне устраивающая специалистов сила сжатия соединяемых стержней. Эта причина заставляет организаторов стройки использовать аппарат только для обеспечения начальной устойчивости каркаса, а последующие соединения выполнять вязкой крючками или клещами.

При малых объёмах работ вязку производят вообще подручным инструментом. В качестве такого используют в лучшем случае переточенную и загнутую отвертку, в худшем — самодельный крючок, изготовленный из гвоздя или стержня сварочного электрода с отбитой обмазкой.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

Преимущества:

  1. Процесс вязки является менее затратным, чем сварка арматуры.
  2. Не требует квалифицированного сварщика, аппаратуры, значительного расхода электроэнергии, особенно, когда на участке её ещё нет.
  3. На подготовку опытного вязальщика арматуры требуется всего один день.
  4. Технология вязки оставляет каркасу некоторую свободу подвижек при заливке бетона и обработке его вибраторами. При этом арматурные стержни занимают такие положения, при которых значительные механические напряжения, грозящие порывами, отсутствуют.

Недостатки:

  1. Некачественная обвязка, за выполнением которой не проследил технический руководитель работ, может дать слишком большую свободу стержням. При этом геометрические параметры каркаса могут при заливке искажаться вплоть до выхода арматуры на поверхность, что недопустимо.

Заключение

Вязка арматуры проволокой — ответственная работа. От её качества зависит надёжность дорогостоящих бетонных сооружений. При подготовке нужно внимательно изучать тему, приобретать вязальную проволоку только у проверенных поставщиков, тщательно контролировать выполнение всех операций.

Ваши комментарии
Пока нет комментариев. Вы можете стать первым.
Веревка бельевая пластиковая с металлическим сердечником 3,5 мм зеленая (20 м)
Скидка 30% !!! Теперь по новой цене 354 руб.
Купить по акции


Орфографическая ошибка в тексте.

Послать сообщение об ошибке автору?