Скоба такелажная — это крепежный элемент, используемый для соединения стропов, тросов, канатов, цепей и другого.
Возможно Вам нужно:
Скобы такелажные применяются:
- в динамичных системах: для поднятия грузов, буксировки автотехники;
- в статичных системах: для фиксации оборудования, стопорения транспортных (в том числе водных) средств, в страховочных схемах, в морском деле для крепления парусов, мачт, якорных цепей и других деталей.
Чтобы сделать изделия прочными и крепкими, их изготавливают исключительно из стали различного назначения в соответствии с ГОСТ 25573, ОСТ 5.2312-79 и с другими нормативными документами России и других стран.
Такелажную скобу называют еще элеваторной скобой и стальным чекелем (прямым, омегообразным, буксировочным). В нормативной документации России она фигурирует как «звено разъемное переходное РП».
Классификация
Такая скоба состоит из двух или четырех деталей. Основные из них — это непосредственно скоба, называемая также спинкой (изогнутый в виде латинской буквы «U» стальной стержень), и штифт, или палец. Штифт замыкает разными способами свободные концы буквы «U», прочно связывая соединяемые детали.
Классификация такелажных скоб осуществляется по следующим признакам:
По назначению
- скоба общего назначения;
- скоба грузоподъемная.
Скобу общего назначения нельзя применять для грузоподъемных операций, для которых выпускают специальные аналоги. Последние продаются с сертификатом, в котором указаны все характеристики.
По форме дуги
Скоба может быть прямой — как буква U (тип СА), или омегообразной — как греческая буква Ω (омега, тип СИ). Ее называют еще якорной, закругленной, дугообразной. Два типа изделий отличаются тем, что ширина зева в прямой скобе неизменна по всей длине, что бывает неудобным при соединении элементов с соизмеримым с ним (зевом) диаметром. Этого неудобства нет в омегообразной скобе — звенья в ней заходят в сравнительно узкий зев, но располагаются равномерно и симметрично по окружности дуги. Эту скобу применяют там, где вектор нагрузки меняется или направлен в разные стороны.
По способу фиксации штифта
Скобу для временной фиксации изготавливают со штифтом, имеющим на одном конце резьбу, на другом — флажок (барашек, обух) с отверстием для закручивания. При этом штифт продевают через одно отверстие, нерезьбовую проушину, и вкручивают до упора в другое — резьбовую. Чтобы усилить затяжку, в отверстие флажка вставляют вороток (подходящее приспособление) или используют пассатижи и «докручивают» штифт.
Понятно, что такую скобу нежелательно использовать для длительной работы — высока вероятность выкручивания штифта под действием «раскручивающих» сил (например, при использовании скобы в подвеске качелей на ось (штифт) действуют именно такие силы), что может закончиться серьезными травмами.
Если скобу описанной конструкции постоянно разбирать и собирать, штифт может выпасть и потеряться. Чтобы этого не случилось, в специальных версиях изделий резьбу нарезают в отверстиях обеих губок и тело штифта делают по диаметру меньше его ответной наружной резьбы. Это придает ему свойство невыпадаемости — если его выкрутить из дальней резьбы, то он сам по себе не выпадет из ближней.
Более безопасной в плане раскручивания и выпадения является скоба, в которой концевик штифта (резьба в этой его части уже отсутствует) фиксируется шплинтом через отверстие, выполненное поперек его оси. Такой штифт выкрутить намного сложнее.
Наиболее безопасным в плане самораскручивания является штифт в виде болта и гайки (обычной или корончатой), закрепляемой шплинтом. В этом случае обе губки изготавливают без резьб, болт вставляют в их отверстия, закручивают гайку и контрят ее шплинтом. Такое соединение обладает наибольшей надежностью, однако оно неудобно из-за увеличенной трудоемкости сборки. Такую конструкцию используют в основном в случаях долгосрочного или постоянного применения без разборки.
По материалу стали и покрытию
Виды такелажных скоб:
- из углеродистой стали без покрытия;
- оцинкованные или окрашенные — другим цветом нередко покрывают штифт;
- из нержавеющей стали — используются в производствах с агрессивной средой;
- термостойкие, используемые при высоких температурах, — существуют также таблицы, определяющие снижение грузоподъемности при повышении температуры для стандартных скоб;
- из специальных сортов стали, выдерживающих эксплуатацию при температурах ниже -40 ºС (полярные скобы).
Марки аустенитной стали А2 и А4 считаются лучшими для изготовления скоб.
Выбор типоразмера такелажных скоб
Такие изделия используют в грузоподъемных операциях, отличающихся тяжелыми последствиями в случаях травматизма. Поэтому выбор скоб такелажных должен выполняться с соблюдением существующих нормативных правил в этой области деятельности.
Самым главным условием применения скобы должно быть соответствие реальной нагрузки максимально допустимой, обозначенной в паспорте на изделие.
Скоба каждого типоразмера обладает допустимыми характеристиками, за которые производитель несет ответственность. Более того, эти изделия выпускаются как минимум с четырехкратным запасом. Так, скоба, допустимая нагрузка на которую установлена паспортом в 250 кг, на самом деле выдерживает вес в 1000 кг, а разрывается на испытаниях при еще больших усилиях. Но для потребителя ограничением является именно 250 кг, и если нагрузка или вес больше, нужно устанавливать более мощную скобу.
Размерный ряд скоб достаточно велик. Основными механическими характеристиками являются допустимая нагрузка, внутренние размеры (длина и ширина), внешние габариты и вес. В случае нестандартного использования (экстремальные температуры, агрессивные среды, высокие нагрузки) выбор требует специального инженерного подхода.
Разновидности
Разновидностью таких изделий является скоба такелажная с вертлюгом. Она состоит из двух прочно соединенных болтом между собой скоб, вращающихся на одной оси так, что при подъеме груз можно разворачивать вручную, что удобно для его быстрой ориентации.
Другая разновидность — скоба с дугой, сделанной не из прутка, а из полосы.
Третья разновидность — скоба изогнутая. В ней плоскость дуги в ее верхней части развернута по отношению к оси штифта на 90 º. Такой скобой добиваются нужной ориентации груза при строповке — там, где важно выдержать направление соединения.
Еще один вид — скоба, штифт которой закручивается не барашком, а внутренним шестигранником. Такая форма позволяет ей стать более компактной и не цепляться за предметы.
Скоба прямая с длинным ушком удобна для тех креплений, где проушина на соединяемой детали находится слишком глубоко.
Классы прочности
Классы прочности, используемые для грузоподъемных операций, — это две группы цифр, разделенные точкой, на маркировке изделия — от 3.6 до 12.9. Первая цифра (или две) обозначают сотую долю прочности на разрыв в МПа. Вторая группа — десятая часть отношения предела текучести к прочности на разрыв.
Например, изделие класса прочности 5.8 после несложных преобразований характеризуется так: предел текучести (деформации) — 40 кгс/мм², прочность на разрыв — 50 кгс/ мм². Чтобы не заниматься собственными вычислениями по конкретной скобе, проще воспользоваться сертификатом на изделие, в котором четко указаны предельно допустимая нагрузка и другие условия эксплуатации.
Сферы применения такелажных скоб
Крепление скоб такелажных используется в различных сферах народного и частного хозяйства — в строительстве, промышленном производстве, энергетике, сельском хозяйстве, транспорте и т. д. Они применяются для подъема грузов, сцепки тросов, канатов, цепей, крепления грузов на платформах, буксировки наземного и водного транспорта, фиксации техники, различных сооружений методом растяжки, в морском деле и других сферах деятельности.
Монтаж и крепление
Для сборки такелажной скобы необходимо вставить штифт и закрутить его по правой резьбе до плотного прилегания заплечика к проушине. В скобах с болтом после накручивания гайки необходимо обязательно законтрить ее шплинтом. Эксплуатация устройства без шплинта запрещается.
Если при сборке обнаруживается, что штифт не садится по заплечики в проушину вследствие тугой резьбы, несоосности отверстия и штифта или погнутости последнего — такую скобу использовать нельзя.
Если при использовании прямой скобы груз провисает несимметрично, необходимо вставить с обеих сторон стробы шайбы равной толщины и тем самым устранить эксцентриситет.
Все детали скобы необходимо проверять на отсутствие трещин, деформаций, ржавчины, заусенцев и исключать негодные из оборота.
Такелажные скобы запрещается подвергать термообработке, сваривать, менять их форму любым методом, погружать в агрессивные растворы.
Следует помнить, что паспортная грузоподъемность скобы сохраняется до 200 ºС окружающей ее среды, при повышении температуры до 400 ºС она уменьшается до 75 %, выше + 400 ºС скобу использовать нельзя.
Условия эксплуатации и хранения
Использовать можно только полностью исправную скобу, в которой штифт садится в непросаженную резьбу по заплечики, на деталях отсутствуют повреждения, а их износ по диаметрам не превышает 10 процентов. Поверхности всех трущихся элементов и резьбы при эксплуатации должны периодически смазываться.
Скобы такелажные можно хранить только в сухом помещении. Покупайте крепежные элементы в проверенных компаниях, профессионально занимающихся грузоподъемными механизмами и отвечающих за качество продукции.
Скоба такелажная при всей ее простоте является весьма ответственным изделием в технике грузоподъемных операций. Чтобы не случилось беды, на всех этапах подбора, эксплуатации, хранения и контроля состояния, необходимо проявлять особую внимательность, не потакать небрежностям исполнителей.
Ваши комментарии