Скоба такелажная: виды, выбор конструкции и способы крепления

Скоба такелажная — это крепежный элемент, используемый для соединения стропов, тросов, канатов, цепей и другого. 

Возможно Вам нужно:

Подробнее
Подробнее
Подробнее

Скобы такелажные применяются:скоба такелажная

  • в динамичных системах: для поднятия грузов, буксировки автотехники;
  • в статичных системах: для фиксации оборудования, стопорения транспортных (в том числе водных) средств, в страховочных схемах, в морском деле для крепления парусов, мачт, якорных цепей и других деталей.

Чтобы сделать изделия прочными и крепкими, их изготавливают исключительно из стали различного назначения в соответствии с ГОСТ 25573, ОСТ 5.2312-79 и с другими нормативными документами России и других стран.

Такелажную скобу называют еще элеваторной скобой и стальным чекелем (прямым, омегообразным, буксировочным). В нормативной документации России она фигурирует как «звено разъемное переходное РП».

Классификация

Такая скоба состоит из двух или четырех деталей. Основные из них — это непосредственно скоба, называемая также спинкой (изогнутый в виде латинской буквы «U» стальной стержень), и штифт, или палец. Штифт замыкает разными способами свободные концы буквы «U», прочно связывая соединяемые детали.

Классификация такелажных скоб осуществляется по следующим признакам:

По назначению

  • скоба общего назначения;
  • скоба грузоподъемная.

Скобу общего назначения нельзя применять для грузоподъемных операций, для которых выпускают специальные аналоги. Последние продаются с сертификатом, в котором указаны все характеристики.

По форме дуги

Скоба может быть прямой — как буква U (тип СА), или омегообразной — как греческая буква Ω (омега, тип СИ). Ее называют еще якорной, закругленной, дугообразной. Два типа изделий отличаются тем, что ширина зева в прямой скобе неизменна по всей длине, что бывает неудобным при соединении элементов с соизмеримым с ним (зевом) диаметром. Этого неудобства нет в омегообразной скобе — звенья в ней заходят в сравнительно узкий зев, но располагаются равномерно и симметрично по окружности дуги. Эту скобу применяют там, где вектор нагрузки меняется или направлен в разные стороны.

скоба такелажная виды

По способу фиксации штифта

Скобу для временной фиксации изготавливают со штифтом, имеющим на одном конце резьбу, на другом — флажок (барашек, обух) с отверстием для закручивания. При этом штифт продевают через одно отверстие, нерезьбовую проушину, и вкручивают до упора в другое — резьбовую. Чтобы усилить затяжку, в отверстие флажка вставляют вороток (подходящее приспособление) или используют пассатижи и «докручивают» штифт.

Понятно, что такую скобу нежелательно использовать для длительной работы — высока вероятность выкручивания штифта под действием «раскручивающих» сил (например, при использовании скобы в подвеске качелей на ось (штифт) действуют именно такие силы), что может закончиться серьезными травмами.

Если скобу описанной конструкции постоянно разбирать и собирать, штифт может выпасть и потеряться. Чтобы этого не случилось, в специальных версиях изделий резьбу нарезают в отверстиях обеих губок и тело штифта делают по диаметру меньше его ответной наружной резьбы. Это придает ему свойство невыпадаемости — если его выкрутить из дальней резьбы, то он сам по себе не выпадет из ближней.

скоба u образная

Более безопасной в плане раскручивания и выпадения является скоба, в которой концевик штифта (резьба в этой его части уже отсутствует) фиксируется шплинтом через отверстие, выполненное поперек его оси. Такой штифт выкрутить намного сложнее.

Наиболее безопасным в плане самораскручивания является штифт в виде болта и гайки (обычной или корончатой), закрепляемой шплинтом. В этом случае обе губки изготавливают без резьб, болт вставляют в их отверстия, закручивают гайку и контрят ее шплинтом. Такое соединение обладает наибольшей надежностью, однако оно неудобно из-за увеличенной трудоемкости сборки. Такую конструкцию используют в основном в случаях долгосрочного или постоянного применения без разборки.

По материалу стали и покрытию

Виды такелажных скоб:

  • из углеродистой стали без покрытия;
  • оцинкованные или окрашенные — другим цветом нередко покрывают штифт;
  • из нержавеющей стали — используются в производствах с агрессивной средой;
  • термостойкие, используемые при высоких температурах, — существуют также таблицы, определяющие снижение грузоподъемности при повышении температуры для стандартных скоб;
  • из специальных сортов стали, выдерживающих эксплуатацию при температурах ниже -40 ºС (полярные скобы).

Марки аустенитной стали А2 и А4 считаются лучшими для изготовления скоб.

Выбор типоразмера такелажных скоб

Такие изделия используют в грузоподъемных операциях, отличающихся тяжелыми последствиями в случаях травматизма. Поэтому выбор скоб такелажных должен выполняться с соблюдением существующих нормативных правил в этой области деятельности.

Самым главным условием применения скобы должно быть соответствие реальной нагрузки максимально допустимой, обозначенной в паспорте на изделие.

Скоба каждого типоразмера обладает допустимыми характеристиками, за которые производитель несет ответственность. Более того, эти изделия выпускаются как минимум с четырехкратным запасом. Так, скоба, допустимая нагрузка на которую установлена паспортом в 250 кг, на самом деле выдерживает вес в 1000 кг, а разрывается на испытаниях при еще больших усилиях. Но для потребителя ограничением является именно 250 кг, и если нагрузка или вес больше, нужно устанавливать более мощную скобу.

Размерный ряд скоб достаточно велик. Основными механическими характеристиками являются допустимая нагрузка, внутренние размеры (длина и ширина), внешние габариты и вес. В случае нестандартного использования (экстремальные температуры, агрессивные среды, высокие нагрузки) выбор требует специального инженерного подхода.

Разновидности

Разновидностью таких изделий является скоба такелажная с вертлюгом. Она состоит из двух прочно соединенных болтом между собой скоб, вращающихся на одной оси так, что при подъеме груз можно разворачивать вручную, что удобно для его быстрой ориентации.

Другая разновидность — скоба с дугой, сделанной не из прутка, а из полосы.

Третья разновидность — скоба изогнутая. В ней плоскость дуги в ее верхней части развернута по отношению к оси штифта на 90 º. Такой скобой добиваются нужной ориентации груза при строповке — там, где важно выдержать направление соединения.

Еще один вид — скоба, штифт которой закручивается не барашком, а внутренним шестигранником. Такая форма позволяет ей стать более компактной и не цепляться за предметы.

Скоба прямая с длинным ушком удобна для тех креплений, где проушина на соединяемой детали находится слишком глубоко.

разновидности скоб такелажных

Классы прочности

Классы прочности, используемые для грузоподъемных операций, — это две группы цифр, разделенные точкой, на маркировке изделия — от 3.6 до 12.9. Первая цифра (или две) обозначают сотую долю прочности на разрыв в МПа. Вторая группа — десятая часть отношения предела текучести к прочности на разрыв.

Например, изделие класса прочности 5.8 после несложных преобразований характеризуется так: предел текучести (деформации) — 40 кгс/мм², прочность на разрыв — 50 кгс/ мм². Чтобы не заниматься собственными вычислениями по конкретной скобе, проще воспользоваться сертификатом на изделие, в котором четко указаны предельно допустимая нагрузка и другие условия эксплуатации.

Сферы применения такелажных скоб

Крепление скоб такелажных используется в различных сферах народного и частного хозяйства — в строительстве, промышленном производстве, энергетике, сельском хозяйстве, транспорте и т. д. Они применяются для подъема грузов, сцепки тросов, канатов, цепей, крепления грузов на платформах, буксировки наземного и водного транспорта, фиксации техники, различных сооружений методом растяжки, в морском деле и других сферах деятельности.

Монтаж и крепление

Для сборки такелажной скобы необходимо вставить штифт и закрутить его по правой резьбе до плотного прилегания заплечика к проушине. В скобах с болтом после накручивания гайки необходимо обязательно законтрить ее шплинтом. Эксплуатация устройства без шплинта запрещается.

Если при сборке обнаруживается, что штифт не садится по заплечики в проушину вследствие тугой резьбы, несоосности отверстия и штифта или погнутости последнего — такую скобу использовать нельзя.

Если при использовании прямой скобы груз провисает несимметрично, необходимо вставить с обеих сторон стробы шайбы равной толщины и тем самым устранить эксцентриситет.

Все детали скобы необходимо проверять на отсутствие трещин, деформаций, ржавчины, заусенцев и исключать негодные из оборота.

Такелажные скобы запрещается подвергать термообработке, сваривать, менять их форму любым методом, погружать в агрессивные растворы.

Следует помнить, что паспортная грузоподъемность скобы сохраняется до 200 ºС окружающей ее среды, при повышении температуры до 400 ºС она уменьшается до 75 %, выше + 400 ºС скобу использовать нельзя.

Условия эксплуатации и хранения

Использовать можно только полностью исправную скобу, в которой штифт садится в непросаженную резьбу по заплечики, на деталях отсутствуют повреждения, а их износ по диаметрам не превышает 10 процентов. Поверхности всех трущихся элементов и резьбы при эксплуатации должны периодически смазываться.

Скобы такелажные можно хранить только в сухом помещении. Покупайте крепежные элементы в проверенных компаниях, профессионально занимающихся грузоподъемными механизмами и отвечающих за качество продукции.

Скоба такелажная при всей ее простоте является весьма ответственным изделием в технике грузоподъемных операций. Чтобы не случилось беды, на всех этапах подбора, эксплуатации, хранения и контроля состояния, необходимо проявлять особую внимательность, не потакать небрежностям исполнителей.

Ваши комментарии
Пока нет комментариев. Вы можете стать первым.
Опора колесная поворотная на площадке 100 мм белый полиамид "Suki"
Скидка 30% !!! Теперь по новой цене 606.48 руб.
Купить по акции


Орфографическая ошибка в тексте.

Послать сообщение об ошибке автору?